Вне дорог: Экспедиция "Северный ветер". Выживание в условиях бездорожья нашей Родины. Часть 1

  • Автор: g3n0m
  • Опубликовано: 10 января 2010, 18:13
  • В тему вопроса выбора транспортного средства для выживания хочу поделиться понравившимся мне отчетом об экспедиции под названием «Северный ветер», прошедшей еще в далеком (или еще не в таком далеком?) июле 2008 года. Итак, наслаждайтесь...

    С чего все начиналось


    А началось все с журнала «Полный привод 4х4» за 2007 год – с напечатанного в нем отчета «Лапландия 2007» об экспедиции по потаенным уголкам Кольского полуострова.

    Будучи не в силах оторвать взгляд от фотографий удивительных пейзажей, я поняла, что просто не могу там не побывать, и мы с другом начали постепенно готовить свежекупленную «Ниву». Машина обзаводилась силовыми бамперами, экспедиционным багажником, прочной защитой, большими колесами с грязевой резиной, CB-радиостанцией и выезжала на соревнования. Затем были заменены штатные редуктора, переделана конструкция крепления некоторых агрегатов, обварен задний мост и установлен А-образный рычаг вместо тяги Панара.

    Вскоре определились и с целью экспедиции – добраться на «Нивах» до самой северной континентальной точки Европейской части России – мыса Немецкого на полуострове Рыбачий Мурманской области. Но не просто добраться, а по бездорожью, посетив по пути наиболее интересные места и объекты Кольского полуострова – природные и исторические. Кроме того, я не видела ни одного отчета, где подобный маршрут проходили бы исключительно на «Нивах», и было интересно проверить надежность этой техники в экстремальных условиях российского заполярья.



    В путь


    На наше приглашение, размещенное на форумах, откликнулось еще 3 экипажа – 2 Московских и один – Кольский.

    Состав:

    Экипаж №1 – ВАЗ 21213, 1999 г.в., зеленая под наклейками, колеса 29", про остальную подготовку написано выше.
    Состав – Егор ( в Интернете известный как Suicide) и Мария (Shita). Обязанности пилота и штурмана исполняют посменно.

    Экипаж №2 – ВАЗ 21213 2001г, вишневый, колеса 31" МТ, ГП 5,38, лифт, эксп. багажник, защита, шноркель, силовые бампера, лебедка, CB-радиостанция.
    Первоначальный состав – Слава (MOTORYCH), — бессменный пилот и Антон (Тоха323 ) – недолго пробывший с нами штурман.

    Экипаж №3 — ВАЗ 21214 2006г, цвет морской волны, колеса 28", МТ, ГП 4,3, небольшой лифт, защита, шноркель, лебедка, CB-радиостанция.
    Состав – Игорь (Аdver), — бессменный пилот и Татьяна (в народе — Барсук) – бессменный штурман и лучший повар.

    Экипаж №4 — ВАЗ 21213, вишневого цвета, защита, СВ-радиостанция.
    Состав: Алексей (Aciddd) г. Кола, един в двух лицах – и пилот и штурман. Присоединился к нам в Кандалакше.

    Пропуска заказаны, еда и запчасти закуплены — в машину не помещаются, флаги и наклейки получены. Экипажи лихорадочно и чуть ли не круглосуточно заканчивают подготовку автомобилей: кто-то срочно перебирает подвеску, кто-то доваривает защиту, багажник или ставит СВ-радиостанцию. В общем, все как обычно. Ох и тяжело же было вставать наутро в день отъезда.

    Как за 2 дня стереть до корда новые «Hankook'и»




    Выехали, как ни странно, вовремя. Льет дождь, сверкают молнии, гремит гром, настроение приподнятое, хоть и опасаемся за антенны «сибишек». У нас барахлит реле стеклоочистителя, штурман время от времени высовывается на полном ходу из окна и теребит в который раз застрявшие на месте «дворники». Выглядит весело.

    Обедаем в царских палатах Ростова Великого. Вот и Ярославль, родина наших покрышек и всем известного пива. Близ Вологды попадаем в аномальную зону — кругом давно идут ливни, а здесь, на маленьком пятачке трассы сухо. И тут вдруг встает инжекторная «нива» Игоря. По его словам – уже во второй раз, и именно в этом месте. Выливаем из корпуса воздушного фильтра около литра воды, попавшей туда еще с прошлых покатушек, до этого никак себя не проявлявшая. Меняем фильтр, едем дальше.

    Вскоре начинаем искать место для стоянки. Впереди большое озеро Белое, но не тут-то было. Весь берег заболочен, подъезда к воде и даже просто сухой стоянки найти не удалось. Пришлось ехать дальше, до Северо-Двинского канала, где и располагаемся. И тут замечаем,…что половина протектора новеньких Hankook RT-03 MT 31'' на обоих задних колесах Славиной машины — как небывало.



    Да, мы все знали, что задний мост у него был гнутый. Но на глаз он был погнут слегка, в повседневной езде это никак не проявлялось, а поменять и обваривать времени уже не было. Но никто предположить не мог, что это «слегка» вот так вот проявится. Оставалось еще 2 запаски…

    К концу следующего дня колеса дотерлись до основания, и были поменяны на на запасные 31” от УАЗа, с «дубовыми» покрышками российского производства. И с перепугу заказали новую балку заднего моста в Мурманске, ведь если так дальше дело пойдет, до Москвы просто не на чем будет ехать, а покупать каждые 2 дня по 2 новые покрышки тоже не выход.

    Но заменить ЗМ случай так и не представился – покрышки от УАЗа оказались из более твердой резины, и продержались до самой Москвы.

    Как от нас штурман сбежал


    Вторая ночевка была недоезжая Медвежьегорска, на Онежском озере. Погода чудесная, солнце, бескрайняя гладь озера, уезжать не хочется…



    Привычно переговариваясь по рации, замечаем, что что-то давненько не слышно третьего экипажа – Игоря с Таней. Оказалось, у тангенты их 20-летней радиостанции YAESU отвалился контакт, они нас слышали, а мы их нет. Запаяли его найденным гвоздем.

    В Медвежьегорске Игорь хотел пораньше приехать на заправку… и приехал раньше на 100 рублей. ГАИ не дремлет. Но то, что никто из экипажа не был пристегнут, они почему-то не приметили.

    Вскоре видим громадную стелу «Полярный круг», традиционно фотографируемся. Пошел мелкий моросящий дождик, впереди скопище фур – подъезжаем к Кандалакшскому таможенному посту. Еле-еле ползем за грузовиками, и всю нашу группу из потока «вылавливает» сотрудник. Оказывается, мы не заметили и не остановились у знака «Стоп. Таможенный контроль», и въезд в Мурманскую область нам обошелся в 500 рублей с группы. Еще полкилометра, и поворот на Кандалакшу, где нас встречает четвертый экипаж – Алексей на практически стандартной ниве, резине «кама-флейм», без шноркеля и без штурмана. Все экипажи устали от долгого дневного перегона, и более близкое знакомство решено отложить до стоянки. И тут…

    Подходит ко мне штурман Славы – Тоха, и заявляет: «Мы сколько еще будем без цивилизации? 6 дней? У меня похоже начинается гайморит, и я могу не выдержать … В общем через полчаса из Кандалакши в Москву отправляется поезд, на него остался единственный билет…»



    Вот так и смылся наш штурман, найденный незадолго до отъезда по объявлению на форуме. Причем до отъезда несколько раз встречались, общались, я задавала вопросы о здоровье и серьезности намерений, получала положительные ответы… Ну не держать же человека. Но самая главная подстава заключалась в том, что Леха со Славой договаривались оплачивать все расходы в экспедиции пополам. А с таким раскладом не за горами настанет то время, когда средства начнут подходить к концу…

    На стоянке в Кандалакшском заливе мы заливали горе изрядным количеством спиртного, фотографировали потрясающие виды с открывшимися взору заснеженными горами, знакомились с Лехой. С его нивой успели тесно познакомиться еще до стоянки — уставший Егор при развороте не заметил и зацепил ее, за что принес глубочайшие и искренние извинения. Услышав в лесу шум и рев чего-то большого, дошли до дороги и увидели ГАЗ-66 с надписями kolatravel.com с группой джиперов, они ехали в свой лагерь. Затем долго обсуждали, как поедет и поедет ли вообще практически стандартная нива по горным булыжникам, разрушенным деревянным мостам, грязи и песку. В голове крутились слова Константина Кушнира о разорванной на части «ниве» на камнях… Но убедив друг друга в том, что мы своих не бросаем, если что – перетащим на тросу, лебедке, или вытянем по частям, под утро разбрелись по палаткам.

    Кстати сказать, утро на Кольском, в период белых ночей теряет свой привычный смысл – солнце-то не заходит! И небо почти не темнеет. Думали мы — думали, как же сутки мерить, и стоит ли стараться придерживаться режима, и решили что ночь – это время, когда мы спим, а утро – когда встаем, даже если на часах в это время 10 вечера.



    Песчаное зло или Кузоменские пески не отпускают без тоски


    День был солнечным. Вчерашние опасения по поводу сложности выезда с места стоянки не оправдались – видимо после трудного дня и грязь показалась глубже, и горка – круче, и камни – больше, а дорога – извилистей. Дорога круто уходила в горку, на пути лежали увесистые каменюки.

    Для нас, москвичей, это был первый опыт вождения в подобных условиях — кто-то глох, кто-то скатывался назад, но вскоре все освоились. Слава поехал искать газовую заправку в Кандалакше, а мы тем временем тренировались во вскрытии «нивы» – Леха случайно закрыл ключи в салоне.

    А дальше началось зло. Сначала это был песчаный грейдер красного цвета, в сухую погоду очень пыльный. Пыль забивалась во все щели и дырки, скрипела на зубах, и не спасали даже закрытые окна и салонный фильтр. Уже вернувшись в Москву мы продолжали находить эту пыль в самых неожиданных местах.




    Поворот на Кузомень — и тут начинается глубокий песок. Еще ближе к морю – и «немного песка» превращается в настоящую пустыню до горизонта – дюны, барханы, редкие травинки. Где-то вдалеке видна деревня, но добраться до нее сразу не получается – упираемся в дюну, тракторные следы занесло песком, машины вязнут и зарываются. Поискав объезд, попадаем в эту странную деревню. Впечатление такое, что жители – призраки.

    Мы находимся в параллельном мире, где мы их видим, а они нас – нет. И ребята, и взрослые не то что бы не обращают на нас внимания, а смотрят мимо, будто на пустое место. Слышны разговоры о водке, чужой жене, а рядом – разрушенное ветрами и песками кладбище с обнаженными костями и черепами, и никому из жителей до этого нет никакого дела! Ни в одном другом месте мы еще не встречали такой реакции – обычно жители если и не горят желанием общаться, так хоть смотрят с интересом, по крайней мере замечают. Или просто здесь туристы на внедорожниках – обычное ежедневное явление?




    Покидаем это странное место по берегу моря. Песок постепенно сменяется голой и бескрайней тундрой до горизонта, красной в лучах заходящего (или восходящего?) солнца. Несемся по берегу в отлив, красота неописуемая!

    Впереди на мели стоит баркас, брошенный около 50 лет назад. «Подплываем» по прибрежной полосе моря прямо к нему, исследуем и фотографируемся на память. По берегу проезжаем мимо оставленного рыбацкого поселения – тони Трухинская, рядом — ветхий деревянный маяк. Я не смогла побороть искушения залезть на самую его вершину и сфотографировать пейзаж.

    Лагерь разбили неподалеку, на берегу моря.



    Минус «нива»




    Встав с утра пораньше, Леха срочно доделывал шноркель из водопроводной трубы – ожидались броды. Первый из них не заставил себя долго ждать – хоть неглубокий, но с большими красными булыжниками в русле заставил призадуматься над траекторией.

    Рядом располагался еще один артефакт – железная печь, очень напоминающая пепелац из фильма «Кин-дза-дза». Экипажи дружно присели, сделав «Ку!» для кадра.



    Затем посетили музей саамской и лопарской культуры – тоню Тетрино, где задержались дольше, чем планировали — там действительно есть на что посмотреть: множество любопытных вещей разных времен и о них очень интересно рассказывают. А группа джиперов с шишигой здесь час назад была.



    После поворота из Умбы на Октябрьский дорога стала поинтересней – в колее стали встречаться камни и мелкие ручейки, но она все еще была сильно накатанной. Погода отличная, дорога приличная, народ соскучился по настоящим трудностям, и все больше шутил, что у нас сосисочные покатушки за 1,5 тыс. км. от дома и недоумевал – зачем им шишига?

    Как вдруг… у Лехиной нивы отваливается мост… Верхняя тяга заднего моста оторвалась от днища вместе с креплением – оно просто сгнило. На месте просверлили отверстия и закрепили что могли болтами, но продолжать движение по бездорожью было неразумно – импровизация могла не выдержать. Леху решили проводить до Умбы откуда машина должна была выдержать 200 км. по асфальту до дома, где можно будет все хорошенько заварить, а потом воссоединиться с нами в северной части экспедиции. Но впоследствии оказалось, что сварку в Коле найти проблематично, Леха машину доделать не успел, присоединиться в качестве штурмана Моторыча тоже не вышло, и с Леха с нами на Рыбачий так и не попал.

    Обидно, конечно- ведь Леха почти месяц готовился, мастерил защиту и шноркель, а присоединиться удалось только на 2 дня. С другой стороны — хорошо, что поломка случилась сейчас, на хорошей дороге, а не где-нибудь на каменном триале в горах, откуда вытащить поврежденную машину было бы гораздо сложнее. Ничего не бывает просто так. А до Рыбачьего Леха съездит и без нас – из Колы до туда рукой подать.




    Моторыч с Егором уехали провожать Леху, а оставшиеся экипажи – искать стоянку на берегу Мунозера. Глубокая ночь. Все устали настолько, что внимание, обычно прикованное к камням в колее, рассеивалось, но камни объезжались уже автоматически — без участия мозга. Периодически то одному, то другому из нас мерещились олени, каменные дома, громадные зайцы (которые все-таки были на самом деле), и тут из сумеречного леса вынырнуло бывшее село, где от домов остались только кирпичные печи и кое-где покосившиеся деревянные постройки, и ни одного жилого дома. Жутковатое зрелище.



    Нашли какой-то отворот от дороги, там и заночевали на белом мху, дождавшись уехавших.



    Деревянное зло


    От Мунозера хорошая дорога заканчивалась. Наконец-то грязь, опять в колее сплошные камни, которых иногда не видно под ровным слоем воды – только макушки торчат. Спросонок иногда кажется, что едешь вовсе не на машине, а плывешь на катамаране: плеск воды о днище и необходимость постоянно выбирать траекторию движения между камней в воде создают очень похожую обстановку.



    Приказал долго жить подшипник нашей полуоси. Впрочем, к этому мы были готовы, он люфтил уже давно. Полуось заменили за рекордное время — не больше получаса на все.
    Вот и деревня Инга, навстречу высыпали местные жители, наперебой указывая дорогу. Узнав, что нам надо через мост, сообщили, что там не проехать, т.к. последний раз там проезжала шишига около года назад.

    Сначала был узкий деревянный мост через широкую реку Ингу, а потом начались полусгнившие гати (по-местному – лежни) с беспорядочным нагромождением бревен или торчащими из воды их остатками, где частенько приходилось думать над траекторией проезда. На одну такую мы потратили около получаса, вытаскивая лебедкой «ниву» Игоря, провалившуюся колесами точно между продольных бревен, а поперечное уперлось в защиту. В ходе операции слегка погнули рулевую тягу.

    На полпути к поселку Ингозеро встретилась единственная за все это время машина – «буханка», набитая слегка подвыпившими мужиками, которые при виде нас все разом высыпали фотографироваться Ну и про дорогу конечно расспрашивали. При таком-то количестве народа они машину на руках вынесут.



    После опустевшего села Ингозеро колея стала преимущественно песчаной, мы остановились поменять ступицу Славиной нивы — накануне он влетел в незаметную канаву поперек дороги так, что задние колеса оторвались от земли чуть ли не на полметра.

    Вскоре заночевали недалеко от Октябрьского.




    Гидрозло или «Дорога 1000 ручьев»


    С утра Слава с Егором поехали в Кировск за бензином и заодно заменить давно барахливший стартер, а мы с Таней и Игорем поехали дальше по дороге на Ревду — разведывать путь и приготовить обед к их возвращению. Дорога эта называется «1000 ручьев» и идет вдоль железнодорожного пути, по которому еще недавно ходили поезда, а рельсы сняли только в этом году. Остались одни шпалы…



    Поскольку ехали мы в июне, когда за полярным кругом только начинается весна, воды было много не только в крупных реках, но и маленьких речушках и пересекающих колеи болотах. Я как-то сунулась без разведки в такой большой «аквариум» — машина сначала погружается, а когда вода начинает достигать капота – всплывает, и колеса постепенно перестают цеплять поверхность. Выручила вовремя включенная блокировка и правильно выбранное направление – где помельче.

    Дорога в очередной раз пересекает «железку», решаем ехать по шпалам. Ох и непростая это задача оказывается! Жалко, что колеса нивы не могут иметь изменяемую форму

    Хотя несколько раз машины налетали на такие дыры между шпалами, что мы всерьез начинали опасаться, как бы диски и впрямь квадратными не стали От такой тряски у меня раскрутился редуктор ЗМ и вылилось почти все масло. Встали у очередного деревянного мостика, на реке Кица. Пока я закручивала агрегат и заливала масло а Таня варила обед, на реку прикатил УАЗик с рыбаками и они успели поймать аж 6 крупных хариусов. Егора бы сюда!



    Приехал Моторыч с Егором. Салон весь в бензине, запах – на километр, подойти к машине невозможно. Оказалось, пробилась наша канистра — ее быстренько разлили по бензобакам.

    А дальше началось гидрозло. Ручей – один крупнее другого. Первым идет Моторыч, мы видим как машина входит в реку… ее подхватывает бурный поток и уносит течением! Но река небольшая, машина подплывает к противоположному берегу, выравнивается… Глядим мы на все это… и нам туда !? Загнав страх в дальний угол, вперед! Машина погружается, вода хлещет на стекла, потом нива всплывает, неслабое течение уносит вниз, в порог и на кусты, колеса крутятся, но не цепляются… Еще чуть вперед – там уже помельче, колеса зацепились и машина вылезла из воды. Уф! Это было что-то…



    Дальше – хуже. В следующей реке посреди дороги ревели пороги 4-й водной категории сложности, торчали какие-то скалы, бревна… Моторыч не успел даже сунуть морду машины, как ее тут же развернуло и хотело унести. Успел дать задний ход. Нет уж… можно конечно переплыть реку, зацепить лебедку, утопить по крышу ниву… Но рядом идет железная дорога! И мосты там пока еще целые. Так что поедем лучше по шпалам.

    После такого купания Славина «нива» перестала тянуть в горку, а выхлопная труба стреляла и выбрасывала огонь. Некоторое время ушло на то, чтобы понять в чем дело, заменить же коммутатор (это оказался он) было минутным делом.

    Путь проезжался ночью, накрапывал дождь, окрестности были в тумане, в лесу темно, грохотали под мостами злобные реки, грохотала подвеска от тряски по шпалам… «1000 ручьев» оставил мрачное впечатление.

    Ночевали у Умбозера, на северной его оконечности.

    Продолжение следует...

    • +3

    Комментарии (0)

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.